Психология самоактуализации Абрахама Маслоу

Вернуться к себе, быть самим собой – главная миссия человека. «В Судный день Бог не спросит тебя, почему ты не был героем, он спросит, почему ты не был собой».

Гуманистический бунт на корабле психологии

Абрахам Харольд Маслоу – представитель гуманистической психологии, так называемой «третьей силы» в психологии, автор знаменитой психологии самоактуализации и не менее знаменитой теории мотивации.

Первые попытки обозначить другую точку зрения на природу человека, отличную от двух прочно установившихся в то время (психоаналитической и поведенческой) предприняли экспериментальные психологи (Г. Олпорт, Г. Мюррей) в 30-40 гг. XX столетия. В 50-е гг. гуманистические психологи, идеи которых были подхвачены большим кругом психологического сообщества, официально заявили о рождении гуманистической психологии.

Основной точкой несогласия гуманистов с бихевиористами и фрейдистами было невнимание последних к истинно человеческому в человеке (саморазвитию, «Я», спонтанности, выбору, креативности, аутентичности, любви, удовлетворению фундаментальных потребностей и пр.). 60-е гг. озарились поистине бурными переменами в окружающей действительности  Нового Света и в сознании людей: движение за права и свободы, философия хиппи, сексуальная революция, наркокультура, расцвет гуманистической психологии. Эта психологическая школа впитала в себя контркультуру и ментальность 60-х, отразила маленький Ренессанс в сознании и ментальности того времени.

Основной ценностью гуманисты-психологи признали человека, сознающего себя, имеющего выбор, целостного и способного к развитию. Популярность идей гуманистической психологии в то время трудно переоценить, ведь они были столь созвучны духу времени. Тремя главными идеологами гуманистической психологии стали Ролло Мэй, Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

А. Маслоу: от бихевиоризма к новому пониманию природы человека

А. Маслоу получил образование в бихевиористической традиции, работал с известнейшими бихевиористами, однако именно глубокое понимание сути  поведенческого подхода к человеку и его психике вызвали в нем уверенность в их ограниченности.

Маслоу называет поведенческий подход «лабораторным», верным для искусственной среды, но не помогающий увидеть сущность человеческого в человеке. Его первые попытки сомнения и формулирования новых взглядов на природу личности, не воспринятые академическим кругом психологов, привели впоследствии к развитию стройной теории, а затем и целого теоретико-практического направления современной психологии.

Почему именно мотивация?

Интерес к мотивационной сфере у Маслоу родился из поиска тех специфических человеческих составляющих, векторов, которые формируют собственно человеческую сущность. Начальным положение его теории мотивации стало положение об интегрированной, целостной природе потребностей и мотивационной сферы в целом. Другими словами, любая потребность, и даже еще только желание, скрывают в себе другие, более фундаментальные желания и потребности. В конечном счете, все наши потребности происходят из самой глубинной интенции, глубже которой уже нет ничего. В своих работах о теории мотивации Маслоу настаивает на необходимости в этой связи исследовать не только осознанные мотивы, но и (даже в большей степени) бессознательную мотивацию.

Мотивационная спираль, а не инвентаризация потребностей

Маслоу указывает на такие особенности мотивационной сферы, как изменчивость, непрерывность и постоянство, не обособленность от других психических процессов и состояний, а тесную взаимосвязь с любым личностным проявлением. Мотивация как бы пропитывает всю психическую жизнь индивида, одновременно сама пропитываясь индивидуальными особенностями.

Маслоу подчеркивает, что возможно лишь относительное удовлетворение потребностей и желаний. Другими словами, человек никогда не может быть полностью удовлетворен. Внутри же мотивационной сферы все наши желания и побуждения тесно связны и взаимно перетекают одно в другое. Опираясь на это положение своей теории, Маслоу настаивает на отказе от попыток какой-либо каталогизации и бессмысленного перечисления потребностей. Пирамида потребностей, которую принято ассоциировать с именем А. Маслоу, – это на  самом деле более поздняя трактовка его теории. Сам же автор мотивационной теории предлагал воспринимать ее как мотивационную спираль.

Классификация мотивов возможна, но только если положить в ее основу фундаментальные человеческие стремления.
Сам Маслоу называет свою теорию мотивации холистическо-динамической (то есть это интегрированная теория, основанная на указанных подходах).

Физиологические потребности

К физиологическим потребностям или позывам, А. Маслоу относит жизненноважные потребности, которые обладают наибольшей движущей силой для человека. Это голод, жажда, потребность в отдыхе и сне, потребность в сексуальном удовлетворении и другие потребности соматического характера. Их неудовлетворенность делает невозможным обращение к более сложным потребностям.

Правда, в современном мире эти потребности достаточно редко предстают в экстремальном виде (благодаря комфорту, предлагаемому цивилизацией). Но если рассматривать случаи экстремального голода, например, то, конечно, любые другие желания меркнут и кажутся несущественными по сравнению с ним. Напротив, с удовлетворением физиологических потребностей на их место приходят другие, уже более сложные.

Потребность в безопасности

Эта группа потребностей выше физиологических и подразумевает под собой потребность в защите, безопасности, зависимости, стабильности, отсутствии тревоги и страха, стремлении к упорядоченности и закону.

Эта группа потребностей также обладает достаточной силой влияния на человека. При определенных условиях (например, постоянной опасности) они могут оказывать доминирующее воздействие на поведение. Важность для жизнедеятельности потребности в безопасности можно увидеть, наблюдая за поведением и реакциями младенца. Любое нарушение установленного порядка и структуры вокруг него, неожиданные стимулы извне (шумы, яркий свет) вызывают у ребенка тревогу. Взрослые люди в той же степени стремятся к безопасности, но могут лучше контролировать свои непосредственные проявления.

Потребность в безопасности проявляется в стремлении людей к знакомому и понятному, а также к религии, стабильному мировоззрению, определению своего месту в жизни.

Потребность в любви и принадлежности

Новый виток мотивационной спирали открывает нам потребности в близких отношениях, любви, дружбе, принадлежности к социальной группе и социуму в целом, преодолении одиночества. Эти потребности чрезвычайно актуальны для современного общества, признаками которого являются глобализация, отрыв от корней, размывание понятия родины, рост индустриальных мегаполисов, где отсутствует возможность близкого общения, так называемое «одиночество в толпе», замена непосредственного общения различными его суррогатами (общение в сети, например).

Тем более сложным становится удовлетворение этих потребностей в условиях общественной табуированности на проявление искренних чувств. Когда эти потребности у человека не удовлетворяются, наступает дезадаптация и появляется чувство отвержения его миром.

Потребность в признании

К ним А. Маслоу относит потребности в достижении (компетентность, профессионализм, уверенность, независимость и т.п.) и потребности в уважении (статус, престиж, слава и пр.). Удовлетворение этих потребностей дает человеку ощущение своей ценности и уникальности.

В качестве дополнительных уровней потребностей А. Маслоу выделяет потребность в познании и понимании и эстетические потребности.

Потребность самоактуализации: быть собой

Определив потребность самоактуализации как высшую, Маслоу воплотил первейший гуманистический принцип: человек не просто может, но и обязан быть собой. Под самоактуализацией А. Маслоу понимает «стремление человека к самоосуществлению, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей».

В этом определении ясно видно, что эта потребность не ограничивается реализацией своих способностей, умений и навыков. Здесь идет речь об актуализации личной сущности, неповторимости, уникальности, самобытности. Самоактуализация – реализация того самого человеческого в человеке, о котором так много говорят гуманистические психологи.

А. Маслоу определяет самоактуализацию как процесс, динамику, она не может завершиться, постоянно развивается. Характерными особенностями самоактуализирущегося человека являются:

  1. принятие (себя, людей, мира),
  2. естественность и аутентичность проявлений,
  3. наличие жизненной миссии (внимание к внешнему миру),
  4. независимость и автономия,
  5. принятие одиночества и необходимость в уединении,
  6. активная жизненная позиция и воля,
  7. осознанность, ясность восприятия,
  8. чувство принадлежности к человечеству,
  9. терпимость к культуре, но не отождествление с ней,
  10. избирательность в общении, глубина взаимоотношений,
  11. демократичность, отсутствие предубеждений к другим людям,
  12. готовность к принятию своих ограничений и к обучению,
  13. умение видеть суть вещей,
  14. сущностный, философский юмор,
  15. способность к творческому преобразованию, креативность,
  16. мистические переживания.

При всей привлекательности  описанных характеристик, и создающемся впечатлении идеальности, самоактуализирующийся человек не обладает характеристикой совершенства. Путь человека отнюдь не идеален, совсем не безупречен. Это путь следования себе.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

четыре + семь =